top of page
Фото автораАлександр Постаногов

Краткая камасутра должника. Часть I. Судебные приставы-исполнители


Одна из распространенных реалий современной жизни – долги. Не смотря на шаткую мировую экономику, кредитные организации все делают для наращивания своих кредитных портфелей. Не буду отрицать положительный эффект от института кредитования для общей финансово-экономической ситуации. Ведь, скажем, ипотека, который по объективным причинам слабо развивается в нашей стране, позволяет создавать рабочие места для строителей, автокредиты двигают развитие автомобилестроения, потребительские кредиты – повышают покупательскую способность населения. Безусловно, все хорошо в меру. Наступает момент, когда потребитель должен сказать «стоп, пора остановиться». Если человек, подверженный своими слабостями, не в состоянии этого сделать, то за него должен это сказать его кредитор, и остановить как своего должника, так и остановиться самому. Потому как кредитор, давая в долг, несет ответственность рисков не только перед собой, но и перед всеми участниками процесса. Достаточно вспомнить историю с американской компанией «Lehman Brothers». Не смотря на свою полутора вековую историю, жадность топ-менеджмента финансового гиганта не только обрушила ипотечный рынок США, но и всю мировую экономику. Эксперты утверждают, что мы до сих ощущаем отголоски этой катастрофы.

В России уродливая культура потребления, присущая западным странам, тоже набирает обороты. Появились и откровенные мошенники, и так называемые кредитоманы, получающие удовольствие от самого процесса оформления кредита. Бывают, безусловно, и такие жизненные ситуации, которые вгоняют нас в долги – это болезни близких, неожиданное увольнение с работы и прочее. Яркие рекламные объявления кредитных и микрофинансовых организаций завлекают нас как потенциальных заемщиков, и мы, незаметно для себя можем оказаться в долговой яме.

В такой момент, как правило, в Вашей жизни могут появиться новые друзья – судебные приставы-исполнители или коллекторы. А Вам в таком случае необходимо срочно позвонить своему юристу. В этой статье поговорим о государственной системе принудительного исполнения решений судов.

Институт судебных приставов-исполнителей в нашей стране стал формироваться в конце 1990-х годов, когда были приняты два федеральных закона: «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве». Цель создания новой федеральной структуры – принудительное исполнение решений судов, постановлений различных органов власти, поддержание установленного порядка в зале суда. Институт исполнения для российского права принципиально не стал новацией. Судебные приставы пришли на смену судебным исполнителям. Новые законы выделили систему исполнения в отдельную структуру, подчинив ее Министерству юстиции, выведя из системы судов. Новым исполнителям законодатель «подкачал мышцы». В 2008 году вступил в силу новый закон «Об исполнительном производстве», который внес некоторые новшества, уточнил полномочия – в целом законодательно закрепил практику, которая была выработана молодой структурой на протяжении последних десяти лет. Но я бы назвал эти изменения скорее декоративными, чем действенными. Причины есть, на них остановлюсь позже.

Законом установлен порядок обращение взыскания на имущество должника. В первую очередь, судебный пристав должен установить денежное положение должника, то есть запросить банки на наличие у него лицевых счетов, установить место работы. Следующая очередь – это непосредственно имущество, сначала недвижимое. Это мебель, предметы роскоши, автомобили и прочее. Не может быть обращено взыскание на носильные вещи, кухонную утварь, детские вещи, в общем на все, что может лишить человека удовлетворения самых необходимых бытовых потребностей. Последняя очередь – объекты недвижимости. Здесь законодатель пока еще оставил в силу оговорку относительно единственного жилья, находящегося в собственности. Оно не может быть объектом взыскания.

Что качается юридических лиц, то здесь очередь обращения взыскания на его имущество похожа. Первая очередь – денежные средства, дебиторская задолженность; вторая – движимое имущество, не являющееся средством производства; третья очередь взыскания – недвижимость, средства производства и продукция.

Обращу внимание, что закон определяет возможность судебного пристава самостоятельно определять очередность обращения взыскания на имущество должника. Безусловно, если исполнителем будет принято подобное решение, то его действия могут подлежать обжалованию, как и все остальные. Все свои действия судебный пристав оформляет постановлениями, которые можно обжаловать в суд в течение 10 суток. Скажем, если Вы счастливый обладатель нескольких квартир, и в рамках исполнительного производства судебный пристав обратил взыскание на одну из них, то такое решение может быть обжаловано, поскольку в Вашей собственности имеется автомобиль или Вы официально работаете.

Чтобы установить имущественное положение должника, наложить арест на имущество, судебный пристав-исполнитель вправе проникнуть в помещение, занимаемое должником, заручившись письменным согласием своего непосредственного руководителя – старшего судебного пристава. Ранее данная норма также была, но несколько в другой редакции. Судебный пристав при проникновении в жилое или нежилое помещение без отсутствия должника, должен был привлечь сотрудников милиции. Сотрудничество с милицией было абсолютно бессмысленным, поскольку в структуре судебных приставов изначально имелось силовое подразделение. Но ответственность за подобные действия, по сути, служба судебных приставов не несла. Сейчас же, казалось бы как в том анекдоте: «Заходи кто хочешь, бери что хочешь». Но нет.

Давайте вспомним, что кроме замечательных законов, которые действуют на территории нашего государства, у нас есть еще закон законов – Конституция Российской Федерации. В нем заложены принципы неприкосновенности жилища и частной собственности. Эти права гражданина могут быть нарушены исключительно по решению суда. Следовательно, пускать судебного пристава-исполнителя на территорию Вашего жилища или нет – вопрос исключительно Вашей доброй воли. Принудительно проникнуть на территорию любого помещения, а проще говоря, взломать входную дверь, пристав может только в случаях, если есть серьезные основания полагать, что в таком помещении совершается уголовное преступление, если внутри находится уже арестованное имущество, или же если судебный пристав исполняет решение суда неимущественного характера. К таким относятся исполнительные действия, которые не могут быть совершены без непосредственного проникновения в помещение, а именно – вселение, выселение, определение порядка пользования помещением. Значит, если в исполнительном документе содержится требование о взыскании какой-либо суммы, без конкретизации, скажем «обратив взыскание на имущество, находящееся в жилом помещении по адресу:…», то Вы можете игнорировать требования впустить пристава в занимаемое Вами помещение. Принцип «мой дом – моя крепость» в действии.

Если же найдется такая «горячая голова», и исполнитель взломает дверь Вашей квартиры, то Вы вправе обратиться в суд с иском о взыскании с Федеральной службы судебной приставов за счет средств федерального бюджета всех убытков, понесенных в результате повреждения принадлежащего Вам или собственнику помещения имуществу. Будьте уверены, что суд встанет на Вашу сторону, а районную службу приставов никто по голове за усердие не погладит. То же касается и домовладений. Не поленитесь, повесьте на калитку, ведущую на подворье хотя бы навесной замок. Судебный пристав без Вашего согласия не вправе даже переступить порог земельного участка. Если же проникнет самостоятельно, и Вы сможете это доказать – будет повод для обращения в суд с жалобой на незаконные действия должностного лица со всеми вытекающими последствиями.

Хочу обратить Ваше внимание на то, что соблюдая эти не сложные правила, Вы освободите себя от дополнительных затрат на юриста. Скажем, регистрация по месту жительства еще не значит, что Вы проживаете в этом жилом помещении, а уж тем более, что там находится принадлежащее Вам имущество. Или другой пример – Вы можете вести совместное хозяйство с кем-то в гражданском или гостевом браке и, не будучи зарегистрированным в этом помещении, в нем могут находиться вещи принадлежащие как Вам, так и Вашему партнеру. Если же имущество описано и оно не Ваше, то Вы доставите дополнительные хлопоты его собственнику – в судебном порядке предстоит доказывать факт его принадлежности и исключать из соответствующего акта описи и ареста. Зачастую установить такой факт не представляется возможным или потребует привлечения других лиц. Например, на арестованный холодильник утеряны или изначально отсутствовали документы – чек продавца, инструкция по эксплуатации. Тогда собственнику этого холодильника придется «поломать голову» над тем кого можно будет привлечь в качестве свидетеля в судебном заседании, могущим подтвердить, что это имущество не Ваше.

Если все-таки Вы допустили судебного пристава в свою квартиру, то обратите внимание на то как и какие документы он заполняет. Очень часто бывает, что исполнители благодаря своей безграмотности или лени оформляют постановление о наложении ареста на имущество с нарушениями, например, в отсутствии понятых. Сразу затребуйте копию такого постановления и, как только закроете за приставом дверь, отправьте этот документ своему юристу. Будьте уверены, что арест, наложенный с нарушением требований закона, судом будет признан недействительным.

Возбуждая исполнительное производство, судебный пристав наверняка вызовет Вас на прием повесткой. Вы можете откликнуться и пойти на контакт, а можете и проигнорировать. Судебный пристав с согласия старшего пристава вправе вынести постановление о доставке Вас приводом, но для этого пристав должен иметь доказательства того, что Вы получили повестку и расписались в ее получении. Если Вы все же приняли решение отправиться в районный отдел приставов, то оденьтесь скромнее, не берите с собой дорогие гаджеты, оставьте дома ювелирные украшения. И еще: возьмите с собой Вашего юриста, а еще лучше оформите на него доверенность, а сами останьтесь дома. Таким образом Вы избежите унижений в Ваш адрес, а также возможного, извините за жаргон, «шмона». Не удивляйтесь, но именно такие методы работы сейчас в ходу у наших представителей государства.

Отдельно хочу обратить Ваше внимание на то, что судебные приставы в своей работе стали использовать так называемое «телефонное право», то есть требовать от сторон исполнительного производства совершить какие-либо действия процессуального характера, дав команду по телефону. Такая практика, безусловно, в значительной степени облегчает жизнь судебного пристава, но может выйти боком как должнику, так и взыскателю. Выполняя требования по телефону, Вы де-юре вредите себе добровольно, а судебный пристав, в случае возникновения спорной ситуации не встанет на Вашу сторону – скорее будет отрицать свое участие в неформальном общении. Помните о том, что «вытаскивать» Вас из проблем, которые Вы создадите своими руками идя на встречу исполнителю, придется Вашему юристу.

Ни в коем случае не воспринимайте всерьез угрозы и прочие подобные методы психологического давления. Ваши железные аргументы в адрес судебного пристава, допустившего подобное поведение в Ваш адрес – это то, что последний является государственным гражданским служащим и подобные действия позорят погоны, которые он носит, а Вы, являясь гражданином Российской Федерации платите ему зарплату. Не подействует увещевание – пусть Ваш юрист завалит пристава жалобами. Куда бы Вы ни написали – отвечать все равно придется ему.

Кому то может показаться, что у меня предвзятое отношение к системе принудительного исполнения решений судов. Отнюдь. Несколько лет назад я работал судебным приставом-исполнителем, знаю о чем говорю, поскольку есть с чем сравнивать. Все аргументы, которые, якобы, должны оправдывать поведение нынешнего поколения судебных приставов, такие как колоссальная нагрузка, ненормированный рабочий день и прочее, лишь подчеркивают непрофессионализм и их низкий правовой уровень. Сейчас и штат побольше, и документооборот автоматизирован, и зарплата достойная. Но зачастую, приходится при исполнении судебных решений брать на себя их работу, а порой и учить работе, и за руку водить на исполнение. К самой системе, как таковой, у меня нет претензий. Они адресованы исключительно людям, которые ее представляют. А они, в большинстве своем, не вызывают у меня уважения ни по человеческим, ни по профессиональным качествам. Мундиру чести не добавит раздувание от самоосознания собственной важности и взгляд на всех окружающих сверху вниз. К сожалению, право сильного, приобретенное в силу закона, не добавляет ни мозгов, ни знаний, ни опыта. Это право – тяжелая ноша, которая не всем по зубам. Уважение должно заслужить своими поступками, наличием и соблюдением внутреннего кодекса чести, святым исполнением закона.

Но я надеюсь, что такое положение в службе судебных приставов – симптомы юношеского периода переходного возраста. России нужны крепкие и эффективные профессионалы и сильная система исполнения судебных решений. Тогда и экономика будет здоровее, и отношение общества к представителям власти будет на должном уровне.

bottom of page