Никто не хотел бы попасть в ситуацию, когда звонит телефон и не знакомый голос сообщает: «Мне очень жаль, но на нашем предприятии Ваш близкий человек получил производственную травму». В голове судорожно появляются вопросы: «Жив ли? Если жив, почему сам не позвонил? На сколько сильно пострадал? Что делать дальше?» Первое что нужно сделать – присесть, сделать несколько глубоких вдохов и взять себя в руки. Перед выездом в больницу к пострадавшему необходимо связаться со своим юристом. Вы поедете к своему близкому, юрист – на место происшествия.
Было бы не плохо, если Ваш юрист – не только сильный профессионал, но и деликатный человек. Он, приехав на предприятие где работает Ваш родственник, должен понимать, что после выздоровления травмированному нужно будет куда-то возвращаться на работу и, вместе с тем, добьется объективного и полного расследования несчастного случая и сможет отстоять его текущие интересы в части обеспечения лечения и питания.
К сожалению, не всегда бывает так, что есть кому сразу позвонить. В моей практике была история, когда пришлось включиться в работу по защите права пострадавшего уже после того как было проведено расследование несчастного случая, а его родственники не были удовлетворены его результатами. Мне хотелось бы рассказать эту историю, чтобы наглядно продемонстрировать какие «подводные камни» могут ожидать пострадавшую сторону.
Итак, 05.05.2015 года подсобный рабочий ООО «РиК» Надеждин В. П., работая на 15-м этаже строящегося дома, расположенного по адресу: г. Энск, ул. Листопадова, 1 получил путем падения в шахту лифта (ПМГ-1-б) сочетанную травму головы, опорно-двигательного аппарата: закрытая черепно-мозговая травма с сотрясением головного мозга, ушибленными ранами лобной области – 2; кровоподтек левой голени средней трети передней поверхности – 1; обширная ушиблено-скальпированная рана средне-нижней трети левого предплечья с последующим нарушением функции левой кисти в виде умеренного движения в суставах пяти пальцев левой кисти.
Это голые медицинские факты. Что же произошло с нашим героем? Вадим Петрович, пенсионер, который не может сидеть дома, всю жизнь работал, обеспечивал семью, и, достигнув пенсионного возраста, решил продолжить свою трудовую деятельность. Всю жизнь проработав на строительных площадках Энска, занимая должности от разнорабочего до прораба, он подорвал свое здоровье и, выйдя на заслуженный отдых, согласился на должность подсобного рабочего. В этот прекрасный весенний день, Вадим Петрович, находясь на 15-м этаже, грузил емкости на платформу подъемного устройства. В том момент, когда он наклонился, чтобы установить очередную емкость, платформа начала движение вниз. Наш герой потерял равновесие и по инерции стал падать в шахту подъемника. Падения с 15-го этажа удалось избежать по счастливой случайности – рука пострадавшего попала в механизмы устройства, что притормозило движение вниз как подъемного устройства, так и падение пострадавшего.
Не смотря на близость лечебного учреждения, руководство предприятия не приняло экстренных мер для обеспечения квалифицированной медицинской помощи пострадавшему в первые минуты после аварии – Вадим Петрович дожидался врачей более часа.
Началось расследование. Формально работодатель выполнил все требования, предусмотренные действующим законодательством при расследовании несчастного случая на производстве. Однако, как я уже говорил, его результаты не удовлетворили родственников пострадавшего. Согласно документам Вадим Петрович сам (простите за сленг) «сиганул» вниз, поэтому нарушений трудового законодательства не было. Родственники обратились в прокуратуру района. Проведя проверку, «государственное око» согласилось с выводами, сделанными в результате проведенного расследования, поэтому мер прокурорского реагирования не потребовалось.
Тем временем, Вадим Петрович проходил лечение в стационаре. Ему потребовались консультации и наблюдения целого ряда специалистов. В частности, помощь кардиолога. Не страдавший до несчастного случая сердечно-сосудистыми заболеваниями, Вадим Петрович «заработал» микроинфаркт. Учитывая скальпированную рану левой руки, пострадавшему предстояла серия операций по пересадке кожи. И естественно, потребовались наблюдения специалистов по полученной в результате падения черепно-мозговой травме. Затем предстояла длительная реабилитация по восстановлению функции левой руки.
После получения ответа из прокуратуры района, супруга пострадавшего по рекомендации знакомых обратилась ко мне и началась работа.
Итак, повторное обращение в прокуратуру и контроль за ее работой обратилось в новое расследование несчастного случая. Удалось установить, что аварийная ситуация развилась вовсе не из-за суицидальных настроений пострадавшего, а из-за халатности строителей, то есть работодателя. Так, в тот момент, когда пострадавший осуществлял погрузку емкостей на платформу подъемного устройства, его оператор находился на перерыве. В нарушении статьи 209 Трудового кодекса Российской Федерации, пункта 4.5.12. "Правил устройства и эксплуатации строительных подъемников", по окончании работы или в перерыве грузонесущее устройство осталось в подвешенном состоянии, а вводное устройство включенным и не запертым на замок. На земле с управлением подъемника «игрался» гастарбайтер, он и дал команду подъемнику на движение вниз. Гастарбайтер, в свою очередь, не то что не имел допуска на работу с подъемным устройством, но и вообще находился на территории Российской Федерации нелегально. Пытаясь скрыть факт грубейшего нарушения трудового законодательства, законодательства об охране труда и техники безопасности, работодатель принял некоторые меры административного характера. Что это за меры, полагаю понятно.
Благодаря нашим совместным усилиям с прокуратурой района, были установлены юридически значимые факты. Это послужило основанием для обращения в суд. После апелляционной судебной инстанции с работодателя были взысканы денежные средства, потраченные на лечение, питание и возмещен моральный вред.
Очевидно, работодатель хотел скрыть факт нарушений, дабы не нести ответственность. И без вмешательства это ему удалось бы. Поэтому очень важно привлекать своего юриста к расследованию несчастного случая. Было бы потрачено меньше времени для достижения конечной цели. В нашей истории, при расследовании аварийной ситуации на строительной площадке, не ставились вопросы, ответы на которые привели бы к полному и всестороннему пониманию того что на самом деле произошло. Например, не был поставлен вопрос о техническом состоянии грузонесущей конструкции, как причины несчастного случая, не был установлен круг лиц, ответственных за развитие аварийной ситуации и так далее. У работодателя, как у организатора расследования, были все возможности для того, чтобы уничтожить улики, подтверждающие наличие нарушений, сфальсифицировать документы и таким образом уйти от ответственности.
Медицинский аспект не менее важен. К тому моменту как нами было инициировано новое расследование несчастного случая, обжаловав акт о расследовании несчастного случая в надзорном порядке, Вадим Петрович активно лечился. Благодаря интенсивной физиотерапии стали восстанавливаться функции руки, утраченные после получения травмы. Поэтому провести полноценную медицинскую экспертизу, уже не представлялось возможным – эксперт мог только догадываться о тяжести полученных травм. Здесь тоже время было упущено.
Таким образом, чем скорее Вы обратитесь за квалифицированной юридической помощью – тем лучше будет результат.
Обратимся к теоретической части вопроса.
Согласно статье 227 Трудового кодекса Российской Федерации, несчастные случаи на производстве характеризуются как события, в результате которых пострадавшими (работниками или иными лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя, в том числе практикантами и учениками) при исполнении ими трудовых обязанностей, выполнении какой-либо работы по поручению работодателя, осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах, были получены:
- телесные повреждения (травмы), в том числе нанесенные другим лицом;
- тепловой удар;
- ожог;
- обморожение;
- утопление;
- поражение электрическим током, молнией, излучением;
- укусы и другие телесные повреждения, нанесенные животными и насекомыми;
- повреждения вследствие взрывов, аварий, разрушения зданий, сооружений и конструкций, стихийных бедствий и других чрезвычайных обстоятельств, иные повреждения здоровья, обусловленные воздействием внешних факторов.
Если перечисленные выше происшествия повлекли за собой необходимость перевода пострадавших на другую работу, временную или стойкую утрату ими трудоспособности либо смерть пострадавших, они подлежат расследованию в установленном порядке как несчастные случаи.
При расследовании несчастного случая необходимо установить следующее:
1. Статус лица, с которым произошел несчастный случай. Таковым может являться любое лицо, выполняющее для работодателя работы как по трудовому, так и по гражданско-правовому договору. Субъектом несчастного случая может являться также ученик.
2. Вид события и его последствия.
3. Место происшествия. Сюда относится территория работодателя либо иное место, куда пострадавший был направлен для выполнения работы или в командировку.
4. Время события.
В любом случае, согласно статьям 229.2, 229 Трудового кодекса Российской Федерации, право квалификации несчастного случая как связанного либо не связанного с производством принадлежит комиссии по расследованию несчастного случая, формируемой работодателем и проводящей расследование в установленном законодательством порядке, поэтому, если у работодателя имеются сомнения по квалификации события, ему следует создать соответствующую комиссию.
Кроме того, приведенный в статье 227 Трудового кодекса перечень обстоятельств, при которых то или иное событие может быть признано несчастным случаем на производстве, носит исчерпывающий характер и расширительному толкованию не подлежит.
Согласно пункту 4 Положения "Об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях" работники организации обязаны незамедлительно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о каждом происшедшем несчастном случае. Согласно статье 229 Трудового кодекса Российской Федерации, работодатель, получивший от пострадавшего или иных лиц извещение о соответствующем событии, должен незамедлительно создать комиссию для расследования несчастного случая в составе не менее трех человек. В комиссию включаются специалист по охране труда или лицо, назначенное ответственным за организацию работы по охране труда приказом (распоряжением) работодателя, представители работодателя, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников, уполномоченный по охране труда. Комиссию возглавляет работодатель (его представитель). При расследовании несчастного случая, в результате которого пострадавший получил тяжелые повреждения здоровья, в состав комиссии также включаются государственный инспектор труда, представители органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления (по согласованию), представитель территориального объединения организаций профсоюзов, а при расследовании указанного несчастного случая с застрахованным — представители исполнительного органа страховщика. Комиссию возглавляет, как правило, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Состав комиссии утверждается приказом (распоряжением) работодателя. Лица, на которых непосредственно возложено обеспечение соблюдения требований охраны труда на участке (объекте), где произошел несчастный случай, в состав комиссии не включаются.
Статьей 229.1 Трудового кодекса Российской Федерации определяют сроки расследования несчастного случая. Так, расследование несчастного случая, в результате которого один или несколько пострадавших получили легкие повреждения здоровья, проводится комиссией в течение трех дней. Несчастный случай, в результате которого один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастный случай со смертельным исходом расследуется в течение 15 дней. При необходимости проведения дополнительной проверки обстоятельств несчастного случая, получения соответствующих медицинских и иных заключений указанные сроки могут быть продлены председателем комиссии, но не более чем на 15 дней.
По результатам расследования собираются и составляются материалы, перечисленные в частях 3 и 4 статьи 229.2 Трудового кодекса Российской Федерации, и оформляется акт о несчастном случае на производстве по форме Н-1. В акте должны быть подробно изложены обстоятельства и причины несчастного случая, а также указаны лица, допустившие нарушения требований охраны труда. Он подписывается всеми лицами, проводившими расследование, утверждается работодателем (его представителем) и заверяется печатью. Один экземпляр выдается пострадавшему (его законному представителю или иному доверенному лицу) по их требованию в трехдневный срок после завершения расследования, второй вместе с материалами расследования хранится в течение 45 лет работодателем (его представителем), третий экземпляр и копии материалов расследования направляются в исполнительный орган Фонда социального страхования России по месту регистрации работодателя в качестве страхователя.
При тяжелом несчастном случае на производстве один экземпляр акта о расследовании несчастного случая вместе с копиями материалов расследования председатель комиссии направляет в прокуратуру, в которую сообщалось о данном несчастном случае (в трехдневный срок после представления работодателю), а также в другие организации, перечень которых определен статьей 230 Трудового кодекса Российской Федерации. Направление материалов в прокуратуру обуславливается необходимостью дачи правовой оценки произошедшего и принятия решения о возбуждении уголовного дела, либо в отказе от такового.
К сожалению, несчастные случаи на производстве случаются. Безусловно, для законопослушного работодателя – это не просто чрезвычайное происшествие, пережить которое не просто. Тем не менее, если обратиться к статистике за последние 10 лет, количество таких происшествий сократилось в разы. Конечно, подобная положительная тенденция является следствием многих факторов, – начиная от модернизации производств и заканчивая особым вниманием как работодателей, так и надзорных органов к вопросам охраны труда и техники безопасности.
Не менее важная обязанность возложена и на работников. Быть внимательными и осторожными. Но если с Вами все таки случилась беда – обратитесь к юристу, и Ваши права будут под надежной защитой!
P. S. События, описанные в данной статье имели место в моей юридической практике. По этическим соображениям имя главного героя, место работы и происшествия вымышлены.